Приобретая электродвигатели в ООО ПТО «СОДВИС» Вы можете заказать любой набор дополнительных опций, предлагаемых нашей компанией.
Модернизация и доработка двигателей
работы с частотным преобразователемРоликовый подшипник на приводном конце валаНезависимая вентиляцияНагревательный элемент (антиконденсатный нагреватель)Изменение климатического исполненияИзменение степени защиты (IP)Установка термодатчиковДатчик положения вала (энкодер)Изолированный подшипникУстановка подшипников импортных
производителей (SKF, NSK)Пропитка обмотки электродвигателяЭлектромагнитный тормоз
При воздействии на электродвигатель повышенных радиальных усилий с приводной стороны, необходимо на рабочий конец вала установить роликовый подшипник.
Роликовые подшипники рекомендуется использовать в случае соединения приводного механизма с электродвигателем посредством ременной передачи.
По умолчанию устанавливаются подшипники производства FAG или SKF. Также возможна установка подшипников других производителей, по согласованию с заказчиком.
При регулировании скорости вращения электродвигателя вниз от номинальной ухудшается эффективность его охлаждения, так как при этом снижается скорость вращения крыльчатки самовентиляции и ухудшается охлаждение электродвигателя, вследствие чего возникнет перегрев обмотки электродвигателя и выход её из строя.
Решением данной проблемы является установка независимого вентилятора с собственным приводом, что исключает перегрев двигателя во всем диапазоне скоростей. При регулировании скорости вращения более чем в 2,5 раза с сохранением номинального момента – установка независимой вентиляции является обязательной.
По согласованию с заказчиком могут быть установлены вентиляторы как отечественных, так и импортных производителей. По умолчанию устанавливается независимая вентиляция с напряжением 3ф. 380В, также возможна установка вентиляторов 220в, 24в.
Независимая вентиляция может иметь три различных исполнения:
1.Осевая вентиляция Вентилятор встроен в кожух двигателя (оси вращения вентилятора и вала двигателя совпадают). Подключение вентилятора осуществляется при помощи проходных клемм и может быть выполнено на самом вентиляторе, на кожухе, или в клеммной коробке электродвигателя.
2.Радиальная вентиляция Данный тип вентиляции («вентилятор типа наездник») применяется когда необходимы два рабочих вылета вала или имеются ограничения по длине электродвигателя (размер L30).
3.Осевая распределённая вентиляция Внутрь кожуха встроены несколько вентиляторов, соединённых параллельно. Данный тип вентиляции обеспечивает два рабочих вылета вала, при ограничении допустимой высоты электродвигателя.
Как известно, причиной возникновения конденсата является разница температур между поверхностью тела и окружающим воздухом. Таким образом, резкое изменение температуры окружающей среды может привести к образованию конденсата в электродвигателе и как следствие увлажнению изоляции и коррозии металлосодержащих частей. Для устранения влаги, а также препятствию ее образования в лобовые части статорной обмотки могут быть установлены нагревательные элементы.
По просьбе заказчика климатическое исполнение и категория размещения электродвигателя (обычно У3, иногда У2) могут быть изменены (например, на У1).
Таблица 1. Климатические исполнения и категории размещения электрооборудования (рабочие температуры и влажность)
Климатическое исполнение | Категория размещения | Рабочая температура 0 С | |
верхнее значение | нижнее значение | ||
У | 1, 2, 3 | +40 | -40 |
Т | 1, 2, 3 | +50 | -10 |
УХЛ | 1, 2, 3 | +40 | -60 |
ХЛ | 1, 2, 3 | +40 | -60 |
Категории размещения: 1 – на открытом воздухе; 2 – под навесом при отсутствии прямого солнечного воздействия и атмосферных осадков; 3 – в закрытых помещениях без искусственного регулирования климатических условий; 4 – в закрытых помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями.
Климатические условия: У – умеренный климат; УХЛ – умеренно холодный климат; ХЛ – холодный климат; Т – тропический климат.
Обычно электродвигатели отечественного производства имеют степень защиты IP54. По просьбе заказчика степень защиты может быть изменена с IP54 на IP55.
Структура кода степени защиты состоит из комбинации букв IP и двух цифр: 1-я цифра характеризует уровень защиты от проникновения инородных твердых тел, 2-я – от проникновения жидкости.
Таблица 1. Защиты от проникновения посторонних предметов
Уровень | Твердые тела | Жидкость | ||
Защита от | Описание | Защита от | Описание | |
0 | Отсутствие защиты | Отсутствие защиты от случайного контакта с посторонними твердыми телами | Отсутствие защиты | Отсутствие защиты от попадания влаги |
1 | Защита от крупных инородных тел | Защита от контакта с рукой человека на большой площади и защита от крупных твердых инородных тел диаметром > 50 мм | Защита от капель | Защита от капель воды, падающих вертикально |
2 | Защита от инородных тел среднего размера | Защита от контакта с пальцами руки человека и защита от небольших твердых инородных тел диаметром > 12 мм | Защита от капель | Защита от капель воды, падающих под углом до 15° |
3 | Защита от инородных тел небольшого размера | Защита от инструмента, проводов или подобных им объектов диаметром > 2.5 мм и от небольших инородных тел диаметром > 2.5 мм | Защита от брызг | Защита от капель воды, падающих под углом до 60° |
4 | Защита от гранулообразных инородных тел | Защита от инструмента, проводов или подобных им объектов диаметром > 1 мм и от небольших инородных тел диаметром > 1 мм | Защита от брызг | Защита от воды, льющейся со всех направлений |
5 | Защита от оседающей пыли | Полная защита от контакта. Защита от внутренних повреждений оборудования вследствие пылевых отложений | Защита от струй | Защита от струй воды, льющихся под давлением со всех направлений |
6 | Защита от проникновения пыли | Полная защита от контакта. Защита от проникновения пыли | Защита от затопления | Защита от кратковременного затопления |
7 | – | – | Защита от конденсата | Защита от временного конденсата |
8 | – | – | Полная защита от влаги (герметичность) | Защита от воды под давлением (полное погружение) |
Температурная защита на основе термодатчиков является наиболее действенным и совершенным видом тепловой защиты электродвигателей. Реагирующий орган защитного устройства контролирует степень нагрева непосредственно источника выделения тепла (обмотка статора, подшипники, активное железо). Если температура превысит допустимое значение, то защита сработает и отключит электродвигатель от сети или включит дополнительное охлаждение. Для защиты обмотки статора от перегрева термодатчики устанавливаются в лобовых частях по одному (иногда по два) на фазу и соединяются между собой последовательно.
В качестве термодатчиков используются:
1. Биметаллические датчики.
Биметаллический элемент выполнен в виде вогнутой мембраны, на которой укреплен подвижный контакт. При нагреве мембраны до температуры срабатывания она скачкообразно меняет направление своего выгиба. Подвижный контакт отходит от неподвижного, создавая разрыв управляющей цепи. После охлаждения мембрана также скачкообразно возвращается в исходное положение.
2. Термисторы.
Термистором называется полупроводниковый резистор, сопротивление которого определенным образом зависит от температуры. При достижении температуры допустимого значения сопротивление термистора мгновенно изменяется. Термисторы бывают двух типов: PTC – с положительным температурным коэффициентом и NTC – с отрицательным температурным коэффициентом. Для защиты электродвигателей в основном применяются PTC-термисторы, их сопротивление мгновенно возрастает при достижении допустимой температуры.
3. Термосопротивления (обычно Pt100).
Термосопротивление – датчик для измерения температуры. Сопротивление датчика зависит от температуры. Наиболее распространенным типом являются платиновые термометры. Платина имеет высокий температурный коэффициент сопротивления и высокую стойкость к окислению. Установленное термосопротивление позволяет непосредственно контролировать температуру какого-либо элемента электродвигателя, например, обмотки статора.
Датчик положения вала (энкодер) — устройство, предназначенное для преобразования угла поворота вращающегося объекта (вала) в электрические сигналы, позволяющие определить угол его поворота. Энкодеры подразделяются на инкрементальные и абсолютные.
Применительно к электродвигателю энкодер позволяет точно регулировать скорость вращения вала или момента на нем.
По требованию заказчика могут быть установлены энкодеры различных производителей (SICK, Baumer, Line&Linde, Hubner и др.).
Энкодеры различаются типом выходного сигнала, напряжением питания, точностью измерения, интервалом рабочих температур, типом крепления. Точность измерения определяется числом импульсов на один оборот вращения: чем больше число импульсов, тем выше точность.
Ответные части разъемов, установленных на двигатель для подключения питания энкодера, входят в комплект поставки двигателя.
При питании электродвигателя от частотного преобразователя следует опасаться подшипниковых токов, которые протекают в цепи “вал – фундаментная плита” через подшипники. При этом возникает точечная эрозия на шариках и роликах, на беговых кольцах подшипников качения, а также на баббитовой поверхности подшипников скольжения. От электролиза смазка чернеет, подшипники греются. Для разрыва контура прохождения паразитных токов на неприводной конец вала устанавливается изолированный подшипник.
Замена отечественных подшипников на импортные производится с целью повышения ресурса и надежности подшипникового узла, снижения уровня шума и сокращения расходов на техническое обслуживание электродвигателя в целом.
По требованию заказчика могут быть установлены подшипники производителей SKF, NSK, FAG и др.
Целью пропитки обмотки является исключение воздушных включений и заполнение их специальным лаком-компаундом. В результате пропитки проникновение влаги в изоляцию становится затруднительным, а сама изоляции становится более прочной, увеличиваются ее теплопроводность (что улучшает отвод тепла от обмотки электродвигателя) и срок службы.
Стандартные двигатели имеют класс изоляции обмотки F, по требованию заказчика электродвигатель может быть изготовлен с классом изоляции H.
Установка электромагнитного тормоза дает возможность быстро останавливать инерционную нагрузку и удерживать ее в неподвижном состоянии при отключенном силовом питании двигателя, что необходимо для соблюдения требований к безопасности ряда промышленного оборудования.
Существует несколько типов тормозов:
1. С зависимым и независимым питанием.
Зависимое и независимое питание тормоза определяет тип его подключения к источнику энергии. При зависимом питании тормоз подключается к обмотке двигателя, а при независимом – к внешнему источнику питания.
2. Встраиваемые и пристраиваемые.
Конструктивная особенность двигателей с встроенным тормозом заключается в том, что за счет специальной конструкции ротора и вала, основная часть электромагнитного тормоза размещается внутри самого двигателя. Снаружи под кожухом находится только тормозной диск-вентилятор. Принцип действия тормоза основан на использовании части основного магнитного потока между статором и ротором для создания тягового усилия, растормаживающего двигатель. С этой целью ротор выполняется специальной конструкции. Основная и тормозная части ротора объединены в единое целое. Тормозной момент создается пружиной, которая прижимает тормозной диск-вентилятор с тормозными накладками к поверхности специального подшипникового щита.
Двигатели с пристроенным тормозом состоят из собственно двигателя и электромагнитного тормозного устройства, смонтированного на подшипниковом щите и валу двигателя и размещенного под защитным кожухом. Тормозное устройство состоит из электромагнита, тормозного диска, пружин и системы настройки тормозного момента. При включении двигателя на номинальное напряжение одновременно через диодный мостик включается электромагнит тормоза и двигатель растормаживается. Время замедления срабатывания тормоза при номинальном напряжении: при включении двигателя не более 0,04 сек, при отключении двигателя не более 0,2 сек.
3. С ручным растормаживанием и без него.
На электродвигатели могут устанавливаться тормоза с возможностью ручного растормаживания.
4. Статические и динамические.
В двигателях со статическим тормозом тормозной момент задается при изготовлении на заводе-изготовителе и заказчик не имеет возможности его изменить. В двигателях с динамическим тормозом тормозной момент может задаваться и изменяться заказчиком самостоятельно в ходе работы электродвигателя.
Тип тормоза определяется в зависимости от типа электродвигателя, условий его работы и требований заказчика.